Где измеряется понижение остряка против рамного рельса и подвижного сердечника
Стрелочные переводы — это сложные инженерные конструкции, обеспечивающие безопасное переключение железнодорожных составов с одного пути на другой. 🔄 Правильная работа стрелочного перевода напрямую зависит от состояния его элементов, в том числе от остряка, рамного рельса и подвижного сердечника. Одним из ключевых параметров, влияющих на безопасность движения, является понижение остряка относительно рамного рельса.
Понижение остряка — это разность высот между верхом головки остряка и верхом головки рамного рельса. 📐 Если эта разница превышает допустимые значения, это может привести к серьезным проблемам, таким как:
- Ударные нагрузки на колесные пары: при прохождении колес через стрелку могут возникать сильные удары, негативно влияющие на ходовую часть подвижного состава. 💥
- Повышенный износ рельсового пути: неравномерные нагрузки могут привести к быстрому износу как остряка, так и рамного рельса, что потребует более частых ремонтов и замены элементов. 🛠️
- Сход с рельсов: в крайних случаях, значительное понижение остряка может привести к сходу подвижного состава с рельсов, что чревато серьезными авариями. ⚠️
Поэтому, контроль и измерение понижения остряка — это важная часть технического обслуживания железнодорожных путей. 🚂 Давайте подробно разберем, где и как производятся эти измерения, какие инструменты используются, и какие допустимые значения понижения существуют.
Где Измеряется Понижение Остряка Против Рамного Рельса
Понижение остряка относительно рамного рельса измеряется в строго определенных местах, чтобы получить наиболее точные данные о состоянии стрелочного перевода. 📏
Ключевое сечение: измерение производится в сечении, где ширина головки остряка составляет 50 мм и более. 📏 Именно в этом сечении колесо подвижного состава начинает переходить с остряка на рамный рельс при пошерстном движении. 🔄
Почему именно 50 мм? Это обусловлено геометрией контактной поверхности колеса и рельса. 🚂 При движении колеса по остряку, оно постепенно переходит на рамный рельс. В сечении 50 мм происходит наиболее существенный переход, и именно здесь наиболее вероятно возникновение неравномерных нагрузок при наличии понижения остряка.
Дополнительные точки измерения:- Острие остряка: в некоторых случаях, измерение производится и в острие остряка, чтобы оценить состояние перехода с остряка на рамный рельс в начальной стадии.
- Проектные сечения: для более детального анализа, понижение остряка может измеряться в сечениях 5, 10, 15 и 20 мм от острия. 📐
Важно помнить, что точное место измерения может отличаться в зависимости от типа стрелочного перевода и его конструкции.
Измерение Понижения Остряка: Методы и Инструменты
Для измерения понижения остряка используются специальные инструменты:
- Путевой шаблон модели 08809: этот шаблон позволяет контролировать понижение остряка в различных сечениях, от острия до 20 мм. 📐
- Путевой штангенциркуль модели ПШВ: этот инструмент применяется для измерения понижения в сечении 50 мм. 📏
- Щуп: щуп толщиной 4 мм используется для проверки величины зазора между остряком и рамным рельсом. 📏
- Подготовка: перед началом измерения необходимо убедиться, что остряк прижат к рамному рельсу.
- Установка инструмента: выбранный инструмент устанавливается на головки остряка и рамного рельса.
- Считывание показаний: по шкале инструмента определяется разность высот между головками рельсов. 📏
Допустимое понижение остряка против рамного рельса — не более 2 мм. 📏 Если понижение превышает это значение, необходимо принять меры по устранению неисправности. ⚠️
Понижение Остряка и Подвижного Сердечника: Важные Аспекты
Помимо понижения остряка относительно рамного рельса, важно также контролировать понижение подвижного сердечника относительно усовика. 🔄 Это особенно важно для крестовин, где неправильное положение сердечника может привести к повышенному износу и аварийным ситуациям.
Допустимые значения:Понижение подвижного сердечника против усовика также не должно превышать 2 мм. 📏 Превышение этого значения может привести к ударным нагрузкам на колесную пару и повышенному износу рельсового пути. ⚠️
Контроль Износа Рамного Рельса
Износ рамного рельса — еще один важный фактор, влияющий на безопасность движения. 🚂 Износ может привести к изменению профиля головки рельса, что может негативно сказаться на контакте с колесами подвижного состава.
Место контрольного измерения:Износ рамного рельса контролируется у острия остряков и в наиболее изношенном месте. 📏
Метод измерения:Износ определяется как разность новой и изношенной ширины головки на уровне 13 мм ниже поверхности катания головки. 📏
Допустимые значения:При боковом износе рамного рельса более 6 мм у острия остряков движение по данному пути закрывается. ⚠️
Отставание Остряка от Рамного Рельса
Отставание остряка от рамного рельса — это еще один важный параметр, который необходимо контролировать. 📏 Отставание — это расстояние между рабочей гранью остряка и рабочей гранью рамного рельса.
Место контрольного измерения:Измерение производится в двух контрольных точках:
- Острие остряка:
- На определенном расстоянии от острия: это расстояние зависит от марки стрелки и может составлять 350 мм, 200 мм или 120 мм. 📏
Для измерения отставания используется шаблон КОР (шаблон положения остряка). 📐
Допустимые значения:Если отставание остряка от рамного рельса превышает 11 мм, движение по данному пути закрывается. ⚠️
Важные Советы и Заключение
Советы по контролю и измерению понижения остряка:- Регулярно проводите измерения понижения остряка и других параметров стрелочного перевода. 🗓️
- Используйте только сертифицированные инструменты для измерения. 📏
- Записывайте результаты измерений в специальный журнал. 📝
- При обнаружении превышения допустимых значений понижения, незамедлительно принимайте меры по устранению неисправности. ⚠️
- Обучайте персонал правилам контроля и измерения параметров стрелочных переводов. 👨🏫
- Следите за состоянием стрелочных переводов, своевременно проводите ремонт и замену изношенных элементов. 🛠️
- Внедряйте системы автоматического контроля состояния стрелочных переводов. 🤖
Заключение
Контроль и измерение понижения остряка — это важнейшая составляющая обеспечения безопасности железнодорожного движения. 🚂 Своевременное выявление и устранение неисправностей стрелочных переводов позволяет предотвратить аварии и обеспечить бесперебойную работу железных дорог.
Помните, что безопасность движения — это ответственность каждого, кто участвует в работе железных дорог. 🤝
Частые Вопросы:
- Что такое понижение остряка?
Разница высот между верхом головки остряка и верхом головки рамного рельса.
- Где измеряется понижение остряка?
В сечении, где ширина головки остряка составляет 50 мм и более.
- Какие инструменты используются для измерения понижения остряка?
Путевой шаблон модели 08809, путевой штангенциркуль модели ПШВ, щуп.
- Какое допустимое значение понижения остряка?
Не более 2 мм.
- Чем опасно понижение остряка?
Ударными нагрузками на колесную пару, повышенным износом рельсового пути, сходом с рельсов.
- Как контролируется износ рамного рельса?
У острия остряков и в наиболее изношенном месте.
- Что такое отставание остряка?
Расстояние между рабочей гранью остряка и рабочей гранью рамного рельса.
- Как измеряется отставание остряка?
Шаблоном КОР.
- Какое допустимое значение отставания остряка?
Не более 11 мм.
- Что делать при обнаружении превышения допустимых значений понижения остряка?
Принять меры по устранению неисправности.