🚀Статьи

Где измеряется понижение остряка против рамного рельса и подвижного сердечника

Стрелочные переводы — это сложные инженерные конструкции, обеспечивающие безопасное переключение железнодорожных составов с одного пути на другой. 🔄 Правильная работа стрелочного перевода напрямую зависит от состояния его элементов, в том числе от остряка, рамного рельса и подвижного сердечника. Одним из ключевых параметров, влияющих на безопасность движения, является понижение остряка относительно рамного рельса.

Понижение остряка — это разность высот между верхом головки остряка и верхом головки рамного рельса. 📐 Если эта разница превышает допустимые значения, это может привести к серьезным проблемам, таким как:

  • Ударные нагрузки на колесные пары: при прохождении колес через стрелку могут возникать сильные удары, негативно влияющие на ходовую часть подвижного состава. 💥
  • Повышенный износ рельсового пути: неравномерные нагрузки могут привести к быстрому износу как остряка, так и рамного рельса, что потребует более частых ремонтов и замены элементов. 🛠️
  • Сход с рельсов: в крайних случаях, значительное понижение остряка может привести к сходу подвижного состава с рельсов, что чревато серьезными авариями. ⚠️

Поэтому, контроль и измерение понижения остряка — это важная часть технического обслуживания железнодорожных путей. 🚂 Давайте подробно разберем, где и как производятся эти измерения, какие инструменты используются, и какие допустимые значения понижения существуют.

Где Измеряется Понижение Остряка Против Рамного Рельса

Понижение остряка относительно рамного рельса измеряется в строго определенных местах, чтобы получить наиболее точные данные о состоянии стрелочного перевода. 📏

Ключевое сечение: измерение производится в сечении, где ширина головки остряка составляет 50 мм и более. 📏 Именно в этом сечении колесо подвижного состава начинает переходить с остряка на рамный рельс при пошерстном движении. 🔄

Почему именно 50 мм? Это обусловлено геометрией контактной поверхности колеса и рельса. 🚂 При движении колеса по остряку, оно постепенно переходит на рамный рельс. В сечении 50 мм происходит наиболее существенный переход, и именно здесь наиболее вероятно возникновение неравномерных нагрузок при наличии понижения остряка.

Дополнительные точки измерения:
  • Острие остряка: в некоторых случаях, измерение производится и в острие остряка, чтобы оценить состояние перехода с остряка на рамный рельс в начальной стадии.
  • Проектные сечения: для более детального анализа, понижение остряка может измеряться в сечениях 5, 10, 15 и 20 мм от острия. 📐

Важно помнить, что точное место измерения может отличаться в зависимости от типа стрелочного перевода и его конструкции.

Измерение Понижения Остряка: Методы и Инструменты

Для измерения понижения остряка используются специальные инструменты:

  • Путевой шаблон модели 08809: этот шаблон позволяет контролировать понижение остряка в различных сечениях, от острия до 20 мм. 📐
  • Путевой штангенциркуль модели ПШВ: этот инструмент применяется для измерения понижения в сечении 50 мм. 📏
  • Щуп: щуп толщиной 4 мм используется для проверки величины зазора между остряком и рамным рельсом. 📏
Процесс измерения:
  1. Подготовка: перед началом измерения необходимо убедиться, что остряк прижат к рамному рельсу.
  2. Установка инструмента: выбранный инструмент устанавливается на головки остряка и рамного рельса.
  3. Считывание показаний: по шкале инструмента определяется разность высот между головками рельсов. 📏
Допустимые значения:

Допустимое понижение остряка против рамного рельса — не более 2 мм. 📏 Если понижение превышает это значение, необходимо принять меры по устранению неисправности. ⚠️

Понижение Остряка и Подвижного Сердечника: Важные Аспекты

Помимо понижения остряка относительно рамного рельса, важно также контролировать понижение подвижного сердечника относительно усовика. 🔄 Это особенно важно для крестовин, где неправильное положение сердечника может привести к повышенному износу и аварийным ситуациям.

Допустимые значения:

Понижение подвижного сердечника против усовика также не должно превышать 2 мм. 📏 Превышение этого значения может привести к ударным нагрузкам на колесную пару и повышенному износу рельсового пути. ⚠️

Контроль Износа Рамного Рельса

Износ рамного рельса — еще один важный фактор, влияющий на безопасность движения. 🚂 Износ может привести к изменению профиля головки рельса, что может негативно сказаться на контакте с колесами подвижного состава.

Место контрольного измерения:

Износ рамного рельса контролируется у острия остряков и в наиболее изношенном месте. 📏

Метод измерения:

Износ определяется как разность новой и изношенной ширины головки на уровне 13 мм ниже поверхности катания головки. 📏

Допустимые значения:

При боковом износе рамного рельса более 6 мм у острия остряков движение по данному пути закрывается. ⚠️

Отставание Остряка от Рамного Рельса

Отставание остряка от рамного рельса — это еще один важный параметр, который необходимо контролировать. 📏 Отставание — это расстояние между рабочей гранью остряка и рабочей гранью рамного рельса.

Место контрольного измерения:

Измерение производится в двух контрольных точках:

  • Острие остряка:
  • На определенном расстоянии от острия: это расстояние зависит от марки стрелки и может составлять 350 мм, 200 мм или 120 мм. 📏
Инструмент:

Для измерения отставания используется шаблон КОР (шаблон положения остряка). 📐

Допустимые значения:

Если отставание остряка от рамного рельса превышает 11 мм, движение по данному пути закрывается. ⚠️

Важные Советы и Заключение

Советы по контролю и измерению понижения остряка:
  • Регулярно проводите измерения понижения остряка и других параметров стрелочного перевода. 🗓️
  • Используйте только сертифицированные инструменты для измерения. 📏
  • Записывайте результаты измерений в специальный журнал. 📝
  • При обнаружении превышения допустимых значений понижения, незамедлительно принимайте меры по устранению неисправности. ⚠️
  • Обучайте персонал правилам контроля и измерения параметров стрелочных переводов. 👨‍🏫
  • Следите за состоянием стрелочных переводов, своевременно проводите ремонт и замену изношенных элементов. 🛠️
  • Внедряйте системы автоматического контроля состояния стрелочных переводов. 🤖

Заключение

Контроль и измерение понижения остряка — это важнейшая составляющая обеспечения безопасности железнодорожного движения. 🚂 Своевременное выявление и устранение неисправностей стрелочных переводов позволяет предотвратить аварии и обеспечить бесперебойную работу железных дорог.

Помните, что безопасность движения — это ответственность каждого, кто участвует в работе железных дорог. 🤝

Частые Вопросы:

  • Что такое понижение остряка?

Разница высот между верхом головки остряка и верхом головки рамного рельса.

  • Где измеряется понижение остряка?

В сечении, где ширина головки остряка составляет 50 мм и более.

  • Какие инструменты используются для измерения понижения остряка?

Путевой шаблон модели 08809, путевой штангенциркуль модели ПШВ, щуп.

  • Какое допустимое значение понижения остряка?

Не более 2 мм.

  • Чем опасно понижение остряка?

Ударными нагрузками на колесную пару, повышенным износом рельсового пути, сходом с рельсов.

  • Как контролируется износ рамного рельса?

У острия остряков и в наиболее изношенном месте.

  • Что такое отставание остряка?

Расстояние между рабочей гранью остряка и рабочей гранью рамного рельса.

  • Как измеряется отставание остряка?

Шаблоном КОР.

  • Какое допустимое значение отставания остряка?

Не более 11 мм.

  • Что делать при обнаружении превышения допустимых значений понижения остряка?

Принять меры по устранению неисправности.

Вверх